dinasovkova

Categories:

🖼 Фешин в Третьяковке

Прочитала о персональной выставке художника Николая Ивановича Фешина в Третьяковской галерее. С 22 мая по 22 августа будет работать. Пишут, что «впервые в Москву привезут живописные шедевры — масштабные полотна «Обливание» (1911) и «Бойня» (1919)». Для меня эти картины Фешина стали одним из первых художественных потрясений.

Мы с Фешиным земляки. В Казани, родном городе художника, сохранилась самая большая коллекция его произведений. Конечно, это гордость казанского музея изобразительных искусств, постоянно действующая экспозиция, мимо работ Фешина пройти трудно. А я в музее бывала часто — и мама водила, и в школе культпоходы-экскурсии устраивали. Помню, девочка с «Обливания» очень меня пугала и девушка с коромыслом тоже, а «Бойня» сама по себе устрашала.

Н. Фешин. Обливание. 1911–1916. ©️ ГМИИ РТ
Н. Фешин. Обливание. 1911–1916. ©️ ГМИИ РТ
 «Обливание» и «Бойня» — две масштабные работы, раскрывающие экспрессивное дарование Николая Фешина. По замыслу автора оба полотна должны были стать частью цикла на темы крестьянской жизни. Фешин работал над ними в течение нескольких лет в мастерской Казанской художественной школы, где он преподавал с 1908 по 1923 год. Этюды к картине «Обливание» были написаны в селе Надеждино Лаишевского уезда Казанской губернии в имении художника Н. Н. Бельковича, на дочери которого Фешин женился в 1913 году. Обряд обливания ледяной водой в летнюю жару по народным поверьям защищал людей от хворей и предотвращал засуху. «Бойня» была задумана художником в 1904 году во время поездки с экспедицией инженера-геолога Н.Л.Ижицкого в район южного Енисея. Увиденная художником кровавая сцена убоя скота запечатлелась в его сознании и стала символом событий 1905 года в России — Кровавого воскресенья и революции.  (Из буклета к выставке)
Н. Фешин. Бойня. 1911–1916. ©️ ГМИИ РТ
Н. Фешин. Бойня. 1911–1916. ©️ ГМИИ РТ
Н. Фешин. Бойня. Эскиз. 1910-е. ©️ ГМИИ РТ
Н. Фешин. Бойня. Эскиз. 1910-е. ©️ ГМИИ РТ
Н. Фешин. Бойня. Эскиз. 1910-е. ©️ Козьмодемьянский музейный комплекс
Н. Фешин. Бойня. Эскиз. 1910-е. ©️ Козьмодемьянский музейный комплекс

Этим летом я хотела Галине в Казани Фешина живьём показать (Галя в Музее изобразительных искусств, была однажды в глубоком детстве), но вот не судьба. Отложим на год. Ну, или придётся в этот раз через Москву ехать)

Справедливости ради скажу, что Фешин не только ужасал. Портрет Вари Адоратской, например, казался очень привлекательным. Особенно интересно было разглядывать предметы на столе. И очень запомнились институтские занятия, на которых восторженная преподавательница, ярая почитательница таланта Фешина с придыханием перечисляла, сколько оттенков и нюансов белого на этом портрете.

Н. Фешин. Портрет Вари Адоратской. 1914. ©️ ГМИИ РТ
Н. Фешин. Портрет Вари Адоратской. 1914. ©️ ГМИИ РТ
По заказу Н.М. Сапожниковой был исполнен и портрет ее племянницы—девятилетней Вари Адоратской (1904–1963). Годы спустя модель вспоминала о своем сильном волнении перед сеансами, о непростом поиске автором композиции. Первоначально Фешин хотел написать Варю в плетеном кресле за столом, кормящей с ложечки куклу, но впоследствии изменил решение. В радикальности позы сидящей на столе фигуры выразилось стремление мастера к новизне и поискам индивидуального стиля. Не по-детски серьезный взгляд девочки контрастирует с небрежностью обстановки, обнажая скрытую противоречивость образа. Серебристый ровный фон стены подчеркивает белизну скатерти и батистового платья, яркие краски натюрморта на столе. Портрет стал одним из высших достижений русского периода творчества Фешина и по праву ставится в один ряд с лучшими детскими образами конца XIX века — «Девочкой с персиками» В.А. Серова и «Стрекозой» И. Е. Репина (Из буклета к выставке)

И ещё очень нравились портреты Надежды Сапожниковой, художницы, ученицы Фешина, мецената. Той самой, что заказала ему портрет Вари Адоратской:

Н. Фешин. Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой. 1916. ©️ ГМИИ РТ
Н. Фешин. Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой. 1916. ©️ ГМИИ РТ
Н. Фешин. Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой. Этюд. 1915. ©️ ГМИИ РТ
Н. Фешин. Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой. Этюд. 1915. ©️ ГМИИ РТ

Николай Фешин ровесник моего татарского прадедушки, в этом году исполняется 140 лет со дня его рождения. 

Фешина часто называют русско-американским живописцем или художником двух континентов. А родился он в Казани в семье резчика иконостасов. Учился в Казанской художественной школе, а затем поступил в Высшее художественное училище при Петербургской Академии художеств, где обучался в мастерской Репина. После окончания Академии Фешин вернулся в родную Казань и преподавал в художественной школе.
К революции 1917 года он уже был успешным и известным художником, его работы выставлялись на крупных международных выставках. Отношения с советской властью тоже складывались неплохо, Фешин даже писал на заказ по фотографиям портреты Маркса, Ленина, Луначарского. Но голод в Поволжье, проблемы со здоровьем, а самое главное — ситуация в художественной среде привели к размышлениям об эмиграции. В 1923 году художник с женой и дочерью уехал в США. Вернуться в Россию Фешин так и не смог, хотя очень хотел. 

Галина Тулузакова, искусствовед, специалист по творчеству Фешина: «Революция в России отняла у Фешина среду, в которой он был благополучен. Массовые террор и истребление культурных людей во всей стране. 1921-1922 годы в Поволжье — голод, унесший 5 миллионов жизней, тиф, разруха. Не стало покупателей фешинских работ. Единственным заказчиком картин стало государство: от Фешина требовали портретов вождей. Ему это было неинтересно. При отъезде Фешин сказал ученикам: «Как же долго теперь будет тут это кирпично-заводское искусство!». Фешин говорил, что уехал не от бытовых тягот, а от необходимости в спешке, плохими красками писать партийные заказы. И он вырвался из этого удушья. Америка его сразу приняла»
(источник)


Слава успешного портретиста достаточно быстро закрепилась за Фешиным в Америке, где он стал полноправным участником выставок и художественной жизни. Воплощая мечты юности, Фешин много путешествует и интересуется жизнью местных жителей, создает острохарактерные портреты, продолжает преподавать. В последние годы он поселился в небольшом домике в лесу недалеко от Санта-Моники в Калифорнии. Вел очень размеренный образ жизни: «Подъем в шесть, зарядка, холодный душ, завтрак, прослушивание международных новостей, быстрая прогулка с собачкой Пеппер и затем работа до захода солнца». Однако художник никогда не забывал о родине и в письмах к брату признавался, что чувствует себя одиноким. (Из буклета к выставке)

Николай Фешин умер в 1955 году, а двадцать лет спустя его дочь Ия, согласно завещанию художника, перевезла его останки в Казань, где он был перезахоронен на Арском кладбище.

Николай Фешин в мастерской Казанской художественной школы (1910-е)
Николай Фешин в мастерской Казанской художественной школы (1910-е)
Н. Фешин. Автопортрет. 1920. ©️ ГМИИ РТ
Н. Фешин. Автопортрет. 1920. ©️ ГМИИ РТ



Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded