✳️ «Картины Калевалы»
Тамару Григорьевну Юфа знают прежде всего как успешного иллюстратора карело-финского эпоса «Калевала». А ещё Тамара Юфа сотрудничала с театрами — создавала декорации и костюмы для ряда спектаклей Национального театра Карелии, а вместе с режиссером Юрием Андреевым в течение пятнадцати лет поставила семь спектаклей для детей в Театре кукол Карелии.
Очень интересны куклы Тамары Юфа из спектакля «Картины Калевалы»:
«Картины Калевалы» прожили на сцене более двадцати лет — небывалый срок для кукольного спектакля. Тамара Юфа придумала самый яркий и запоминающийся образ «Картин Калевалы» — образ моря. Это была длинная ткань — ее держали четыре актера и вручную создавали вибрацию, чтобы была иллюзия движения волн. Герои Сампо плыли в страну Лоухи — Похъелу. Спектакль начинался с появления девы воздуха, от которой пошло рождение калевальской земли. Она парила над водой, и ее прозрачный шлейф развевался.
(из статьи проекта «100 символов Карелии» о Тамаре Юфа)
Всех тростевых кукол с головами из папье-маше, а их было в спектакле порядка тридцати, Тамара Юфа придумала и расписала сама. Не успевая закончить работу в мастерской театра днем, она брала ее домой. Декоративные детали костюмов героев художница изготавливала и пришивала собственноручно: жемчужные бусы невесты Похъелы, расписные деревянные и металлические обереги калевальских воинов, кантеле Вяйнямёйнена.
(из статьи проекта «100 символов Карелии» о Тамаре Юфа)
Актриса Людмила Терентьева, исполнительница роли матери Ахти Лемминкяйнена, вспоминает, что куклы Юфа словно оживали на сцене: «В глазах моей героини в момент гибели сына можно было отчетливо прочесть нестерпимую боль и отчаянное нежелание смириться с утратой. В куклах Тамары Григорьевны главное — это выразительные глаза. Художница понимала, как взгляд должен работать на сцене. В свете софитов он мог быть был теплым, загадочным, пронизывающим или как у колдуньи Лоухи — испепеляющим, с металлическим блеском, леденящим душу».
(из статьи проекта «100 символов Карелии» о Тамаре Юфа)
Почти всегда в создании театральных кукол участвовала семья Тамары Григорьевны. Маргарита Юфа вспоминает работу над спектаклем «Дюймовочка» (1986 г.): «Мы расписывали кукол дома. Я помогала. Между эльфами и ушастой мышью лежала моя маленькая дочь Тоня. Даже фотография такая есть, где она выпучила глаза на эту забавную мышь».
(из статьи проекта «100 символов Карелии» о Тамаре Юфа)
А вот и та самая фотография — Тоня Юфа показала её в соцсетях после публикации:
И коли уж речь зашла о «Калевале» и её героях, покажу несколько калевальских иллюстраций Тамары Юфа. Их выбирала дочь моя Галина и фотографировала она же, получился такой личный её топ-10:
Первая «Калевала» с иллюстрациями Тамары Юфа вышла в издательстве «Карелия» в 1967 году и позже много раз переиздавалась. Эпос не отпускал художницу много лет. Калевальцы с их трагическими и одновременно героическими судьбами волновали Тамару Григорьевну, не давали покоя ее яркому художественному воображению. Она рисовала их всю жизнь. Сюжетные линии для иллюстраций чаще выбирала сама. Поэтому ее «Калевала» — это прежде всего история женских судеб: Айно, ее матери, невесты Похъелы, старухи Лоухи, матери Лемминкяйнена.
(из статьи проекта «100 символов Карелии» о Тамаре Юфа)
🎂 Тамаре Юфа — 85
📖 Тамара Юфа и Юрий Куранов
✨ Июньское
🐷 «Свинопас» Тамары Юфа
💎 «Снежная королева» Тамары Юфа
📖 «Чёрная уточка» Тамары Юфа
🖼 На выставке Тамары Юфа
🤍 Автограф Тамары Юфа
💙 Карельские узоры
🤍 «Её руками водят ангелы...»
🎂 Юбилей Тамары Юфа
🤍 Калевала Тамары Юфа