🤡 О капризах баритонов

Сдаётся мне, не часто такое случается. Это тенор может истерику закатить, баритоны как-то спокойнее (а уж про басов и говорить нечего).

Но если баритон откажется выйти на сцену, а особенно перед премьерой, то дело может дойти даже до смены названия оперы. 

Известная история про оперу «Паяцы».

Баритон Виктор Морель — первый исполнитель партии Тонио — прямо перед премьерой выкинул коленце. Он заявил, что не будет петь в опере, в названии которой не упомянут его персонаж. 

Опера первоначально называлась «Паяц» (Il Pagliaccio). Чтобы Морель вышел на сцену, композитор поменял в названии единственное число на множественное — «Паяцы» (Pagliacci). Ну, и, конечно, пришлось срочно перерисовывать афиши.

Музыковед Христина Батюшина:
«Первоначально она называлась чуть иначе – «Паяц», в соответствии с традицией указывать на афише главного героя. Действительно, сочинение Леонкавалло – это опера «для тенора», в центре которой – трагическая фигура Канио, клоуна-страдальца. Партия Канио с ее знаменитой арией Vesti la giubba принадлежит к золотому фонду тенорового репертуара. Однако накануне мировой премьеры в 1892 году в Милане исполнитель партии Тонио отказался выходить на сцену, если название не будет включать его героя. Так вместо Il Pagliaccio опера стала именоваться Pagliacci.

Изменение единственного числа на множественное придало названию оперы дополнительные смыслы. Насколько «паясничанье» свойственно любому человеку? Где истинное лицо человека, а где – его социальная маска? Второй акт оперы построен по принципу матрешки, театра в театре: бродячая труппа Канио разыгрывает для местных жителей комедию дель арте. Постепенно реальная жизнь захлестывает подмостки, актерская игра становится все убедительнее, потому что перестает быть таковой. Наконец сцену заливает кровь – настоящая, а не бутафорская»

В общем, это не каприз в чистом виде. И смысл в переименовании всё-таки есть. Где-то я читала в ином контексте, мол, Морель попросил изменить название, чтобы придать другую драматическую окраску.

Тем не менее история известная, её и в перечень интересных фактов об опере «Паяцы» включают, и в интеллектуальные викторины. Вопрос формулируют примерно так: композитор изменил название оперы, от итальянского слова ему пришлось отбросить одну букву, а если бы дело было в России, то пришлось бы одну букву добавить (паяц—паяцы, pagliaccio—pagliacci).

А вот тот самый французский баритон Victor Maurel (1848—1923). 

Выдающийся певец,  яркая фигура на оперной сцене второй половины XIX века, один из любимых оперных артистов композитора Джузеппе Верди.

Морель и Верди (Виктор Морель — первый исполнитель партии Яго в опере Верди «Отелло»):

Певица Фелия Литвин вспоминала: «Великий Морель был велик и ростом. Высокий, стройный, с выразительным лицом, мягкой кошачьей походкой, удивительно грациозный...Недаром он блистательно исполнял партию Дон Жуана в опере Моцарта».

 Морель в роли Дон Жуана:


Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded