СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
"Паровозик" - игроки называют слова по-очереди. Надо назвать слово на букву, на которую закончилось слово второго игрока. Это аналог игры "в города", но для маленьких детей правила легче - слова берутся любые, а не только из географии. Потом игру можно усложнять, называть только животных, или только еду и т.п.
"В леопарда" - леопард должен все делать на одну букву алфавита. Напр., сегодня буква "М": леопард моется мылом, мерзнет, ест мороженое, мастерит маленькие машинки и т.п. Чем длиннее предложение из слов на одну и ту же букву, тем лучше.
"Противоположности" - один игрок называет слово, а второй отвечает словом, противоположным по смыслу (день-ночь, кислый-сладкий и т.п.).
"Каким бывает?" - по очереди подбирайте определения к слову, кто больше не сможет придумать - проиграл (Например, кошка бывает пушистая, голодная, белая, спящая и т.п.).
"Что бывает?" - игра, обратная предыдущей. Называем, что может иметь данное определение (например, пушистым может быть снег, одеяло, волосы, кошка и т.п.)
"Что можно сделать?" - по очереди называйте предметы (из бумаги - тетрадь, книжку, самолетик и т.п.). Кто больше не может ничего назвать - проиграл.
"Вот предмет, а из чего люди сделали его?" - обратная к предыдущей игра. Один игрок называет вещь, а второй говорит, из чего она сделана (стол - из дерева, дом - из камня и т.п.).
"Что внутри?" - первый игрок называет предмет, а второй говорит, что в нем может быть (например, яйцо-цыпленок, кошелек - деньги, самолет - пассажиры и т.п.).
"Что было раньше?" - один игрок называет слово, а второй говорит, чем это было раньше (рыба - икрой, лужа - дождиком, лист - почкой и т.п.).
"Что будет, если?" - один спрашивает, что будет, если съесть 100 конфет, или если долго-долго бежать, или если научиться летать.
"Сочиняем стишок" - по очереди придумывайте строчки стихотворения. Получается очень смешно, особенно когда игроков много.
10 ИГР, КОТОРЫЕ ПРЕВРАТЯТ ДОРОГУ С РЕБЕНКОМ В ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
= Игра «Задом наперед»
Когда едете в машине или летите в самолете, поиграйте с ребенком в эту игру. Возьмите какое-нибудь слово и попросите ребенка сказать его наоборот. Например, «ОБЛАКО» будет звучать как «ОКАЛБО». Детям такая игра покажется очень забавной. Если не поленитесь, то можно зашифровать, таким образом, целое послание! «Ым мител ан ером!» — к примеру. Ребенку придется очень активно напрягать свой мозг, чтобы считывать такие зеркальные слова и фразы.
= «Одна буква — много слов»
Называйте по очереди существительные на одну любую выбранную букву. У кого слова закончились — тот проиграл.
= Игра «Буквоед»
В этой игре необходимо подбирать к предметам описания, начинающиеся на одну и ту же букву. Например, вы увидели кошку. Ищем описание на букву К — «Кот крадется к коробке». Или вы увидели муху, значит, ищем описание на букву М — «Мама Маши моет машину». Эта игра отлично подходит для игры в машине и стимулирует умственные процессы.
= «Зашифрованное слово»
Игра заключается в том, что вы выбираете слово, например «стол», и придумываете с ребенком предложение, слова которого начинаются на буквы из придуманного слова. Итак: «Ствол Тополя Очень Ломкий» или «Синий Туман Окутал Ленинград». Получается очень смешно.
= «Шпионское послание»
Каждому слову алфавита присваивается цифра: А — 1, Б — 2, В — 3, Г — 4, Д — 5, Е — 6, Ё — 7, Ж — 8, З — 9, И — 10, Й — 11, К — 12, Л — 13, М — 14, Н — 15, О — 16, П — 17, Р — 18, С — 19, Т — 20, У — 21, Ф — 22, Х — 23, Ц — 24, Ч — 25, Ш — 26, Щ — 27, Ъ — 28, Ы — 29, Ь — 30, Э — 31, Ю — 32, Я — 33. Вы загадываете слово или фразу, а ваш ребенок отгадывает. Например, слово «книга» будет выглядеть так: 12 + 15 + 10 + 4 + 1. Можно писать друг другу зашифрованные послания (например, «17 + 16 + 18 + 1» «19 + 17 + 1 + 20 + 30») , сделать числа вашим секретным языком. Эта игра фантастически полезна для развития математических навыков. Чтобы играть в эту игру в самолете или поезде, можно заранее подготовить карточку с буквами и соответствующими цифрами.
= «6 слов»
Разговаривайте друг с другом так, чтобы в предложении было по 6 слов, причем они обязательно должны иметь смысл: «Сегодня мы наконец-то пойдем в цирк!».
= «Пропавшая буква»
Представьте, что какая-то буква пропала, просто исчезла. Например, К. Вам нужно разговаривать друг с другом, избегая в словах букву К. Итак: «— Давай сходим в театр или музей? — С удовольствием. Предлагаю МХАТ. — Отличная идея, бежим за билетами!» И так далее. Во-первых, игра заставляет крепко задумываться, а во-вторых, развивает словарный запас, так как ребенок перебирает в памяти слова, ищет синонимы, подбирает разные варианты решения.
= «Самый лучший день»
Вспоминайте вчерашний день в деталях. Вы удивитесь, насколько машинально мы живем. Очень непросто детально вспомнить день с утра до вечера. Вопросы могут быть такими: что ты ел на завтрак, что пил, какого цвета носки надел, какого цвета была папина рубашка, какая прическа была у мамы, сколько детей отсутствовало в школе, какую сказку читали в саду, и т. д. Все эти вопросы стимулируют память и повышают осознанность жизни.
= «Минута»
Для этой игры нужно 2 или 3 игрока, в нее удобно играть всей семьей. Один задает тему, например «Природа», а второй должен за минуту рассказать о природе все, что знает. Ограничений нет, можно говорить все, что придет в голову, важно не останавливаться ровно 1 минуту. Например: «Природа — это все, что нас окружает. Однако мы привыкли называть природой какое-то особенное место, подальше от города и рядом с лесом и водой. Однажды мы ездили на природу всем классом. Учитель физкультуры помог нам сделать удочки, и мы ловили рыбу...». Время засекается на секундомере. В эту игру могут играть дети от 5 лет. Она отлично тренирует речевой аппарат, способность быстро находить решение, выступать на заданные темы. Учите ребенка плавно переходить от одной темы к другой, если он вдруг не знает, что ему рассказывать. Этот навык ему очень пригодится в школе и во взрослой жизни.
= «Да / Нет»
Эта известная игра станет отличным спутником во время путешествий. Загадайте в голове какой-нибудь предмет или слово, а ребенок пусть задает вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Потом поменяйтесь ролями. Учите ребенка задавать вопросы о качествах предмета, тогда отгадка найдется быстрее. Предложение: загадайте ребенку старше 6 лет слово «имя». Очень интересно наблюдать за тем, как происходит отгадка этого слова.
СОВЕТЫ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВУЮЩИХ С ДЕТЬМИ
Какими играми и развлечениями занять детей в дороге?
- Куча дешевых игрушек (наклейки, куклы, фигурки, лупы, хлопушки и т.д.), завернутых в бумагу по отдельности и сложенных в один большой мешок. Огромное удовольствие для детей – доставать и разворачивать такие сюрпризы.
- Составление карты путешествия и отслеживание ее в поездке вместе с детьми. Сюда же можно добавить элементы «карты сокровищ» и награждать друг друга за достигнутые пункты маршрута.
- Фотографирование. Пусть дети запечатлевают то, что видят за окном машины.
- Игра в «доктора». Коробка с лейкопластырями и спиртовыми салфетками поможет им в этом.
- Фляга «я шпион». Для ее изготовление в бутылку или банку нужно насыпать много маленьких «сокровищ», таких как бусины, конфетки, скрепки, колечки, ключи и наполнить ее доверху рисом или другой крупой, закрыв крышкой. Дети должны находить спрятанные в ней предметы, тряся и поворачивая получившуюся флягу.
- Воздушные шарики. Можно предложить детям надувать шарики и раскрашивать так, как им вздумается, потом сдувать и наблюдать, как скукоживается рисунок.
- Мыльные пузыри. Пускать их в окно на проселочной дороге, когда нет оживленного движения.
- Каталоги с игрушками или вещами. Дети обожают их разглядывать.
- Боди-арт. Можно позволить детям сделать смывающиеся татуировки или выдать им смывающиеся маркеры и позволить ощутить себя художниками по телу.
- Кукольный театр на колесах. Для него потребуется сделать бумажных марионеток или взять с собой кукл бибабо.
ДОРОЖНЫЕ ИГРЫ
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ
1|| Найти цвет. Один человек выбирает цвет, который нужно найти. И первый из участников игры, который найдет этот цвет, выигрывает и выбирает другой цвет.
2|| Буквы имени. Нужно найти буквы, входящие в имя ребенка на дорожных знаках, рекламных щитах и т.д. Все игроки могут помогать другим в их поиске.
3|| Рифмование. Произнести слово, которое есть на какой-нибудь вывеске или щите, и попробовать найти слова, которые с ним рифмуются.
4|| Аллитерация предложений. Кто-то называет слово, и все по очереди придумывают глупые предложения, которые начинаются с этого слова.
5|| Бутылка-шпион. Для ее изготовления в бутылку нужно положить какие-то мелкие предметы и засыпать их рисом. Ребенок должен встряхивать бутылку и искать их.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ
1|| Глупые предложения на основе букв в номерных знаках. Например, на основе номера «А565ДС» можно придумать такую фразу: «Апельсины должны сдаться».
2|| Игра «От А до Я». Использовать дорожные и номерные знаки, чтобы найти на них все буквы алфавита по очереди.
3|| Номерные знаки. Точно так же искать цифры от нуля и до, например, пятидесяти.
4|| Игра в категории. Один игрок загадывает категорию (еда, животные, фильмы, книги и т.д.) и все остальные называют слова из этой категории в алфавитном порядке. Или по очереди, отталкиваясь от последней буквы предыдущего слова.
5|| 20 вопросов – угадай кто, что, где. Один игрок загадывает что-то и говорит, человек ли это, животное или предмет, а другие должны задавать наводящие вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет».
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 9-12 ЛЕТ
1|| Придумывание историй по очереди. Один игрок придумывает начало истории, а другие ее продолжают. Можно использовать в сказках то, что попадается за окном.
2|| Угадай мелодию. Создать на каком-нибудь гаджете плейлист, решить, по сколько секунд будет играть песня, с какого ее момента начинать и т.д., и угадывать.
3|| Угадай художника. Так же найти подборки картин и определять их автора. Если ребенок хорошо подкован в искусстве, можно показывать только части картин.
4|| Расширенная игра «в города». Можно использовать еще и страны, водоемы, горы, любые географические ориентиры по всему миру и т.д.
5|| Игра «Я иду в поход». Первый игрок загадывает какое-то правило игры, но не говорит другим участникам какое. Это могут быть вещи черного цвета, или слова на букву «м», или то, что растет в земле, или что-то вроде этого. Затем игрок говорит «Я иду в поход и везу с собой …» и говорит что-то, что вписывается в это правило. Другой игрок должен догадаться, что это за правило и продолжить список. Если он угадывает, то объявляется, что «вы идете вместе». Если нет, то в поход этого игрока не берут. И т.д.