Марина (dinasovkova) wrote,
Марина
dinasovkova

Category:

🎩 Пушкину 220



Говорят, у Пушкина была пудовая (16 кг) трость, с которой он ходил на прогулки, подбрасывая и ловя её легко, как пёрышко. Это легенда. На деле, прогулочная трость Александра Сергеевича весила 4 килограмма (что, согласитесь, тоже немало) - столько же, сколько дуэльный пистолет. Поэт использовал её в качестве "тренажёра", чтобы, если придется стреляться, привычная к такому весу рука не дрогнула. (Источник: Государственный музей Пушкина)

«Пушкин на прогулке»
Автор: Василий Козлов



Первым изображением Пушкина в скульптуре стала статуэтка молодого скульптора Александра Ивановича Теребенева (1815-1859).
Будущий автор гранитных атлантов на портике Нового Эрмитажа создал эту статуэтку вскоре после гибели поэта:



А эта фарфоровая фигура поэта из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина - один из первых опытов воплощения образа поэта в керамике:



Он был осуществлен в 1910 году на Императорском фарфоровом заводе по заказу художника и коллекционера С. А. Галяшкина, возродившего миниатюрную копию дома П. В. Нащокина. Галяшкин ходатайствовал об изготовлении трех фарфоровых экземпляров скульптуры Пушкина, основой для которых послужила гипсовая модель. Представленная фигура поэта, очевидно, была раскрашена самим С. А. Галяшкиным, который оставил свой автограф на основании композиции: "С.Галяшкинъ". На дне черной краской зафиксирован номер экземпляра и место его изготовления: "N 2/Отлита на Императорскомъ/фарфоровом заводЪ/въ 1910 году." Этот вариант был передан Всесоюзному музею А.С. Пушкина в памятный 1937 год Государственным историческим музеем. (Источник: Всероссийский музей А. С. Пушкина)



Знаменитый "Нащокинский домик" детально воссоздавал обстановку московского дома Павла Воиновича Нащокина, друга А. С. Пушкина. Все миниатюрные предметы в нём были как настоящие и могли использоваться по прямому назначению. Даже на рояле можно было играть.
За созданием этого дома следил сам поэт и писал об этом жене: «Дом отделывается; что за подсвечники, что за сервиз! он заказал фортепьяно, на котором играть можно будет пауку, и судно, на котором испразнится разве шпанская муха». «С Нащокиным вижусь всякой день. У него в домике был пир: подали на стол мышонка в сметане под хреном в виде поросенка. Жаль не было гостей». «Домик Нащокина доведен до совершенства – недостает только живых человечков».

Фигурок в доме изначально не было, о том, как они появились, подробно рассказывается в статье Ольги Сарновой. Об истории уникального миниатюрного домика интересно написано тут и тут.

Ниже другие образы Александра Сергеевича Пушкина в фарфоре и фаянсе:

«Пушкин-лицеист» Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова, 1949 год
Автор: Софья Борисовна Велихова



«Пушкин с няней» Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова, 1949 год
Автор формы: Яков Абрамович Троупянский
Автор росписи: Лидия Ивановна Лебединская



«Пушкин и Наталья Гончарова» Дулевский фарфоровый завод, 1950-60-е годы
Автор: Аста Давыдовна Бржезицкая







«Пушкин на диване» Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина, 1937 год
Автор: Исидор Григорьевич Фрих-Хар



«Пушкин за работой» чернильный прибор
Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова, 1936
Автор: Наталья Яковлевна Данько





«Последние дни» Дулевский фарфоровый завод, 1984 год
Автор: Аста Давыдовна Бржезицкая




Tags: ПушкинНашеВсе, литературныйкалендарь, художественное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments